С. НАМЕРЕНИЕ И ИСКРЕННОСТЬ

  250 хадисов с комментариями o нормах жизни мусульманина

1. Намерение
إِنّمَا الَْعْمَالُ بِالنّيّاتِ وَإِنّمَا لِكُلّ » : ١٠ . عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطّابِ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
امْرِئٍ مَا نَوَى فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلَى الل هِٰ وَرَسُولِهِ فَهِجْرَتُهُ إِلَى الل هِٰ وَرَسُولِهِ وَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ لِدُنْيَا يُصِيبُهَا أَوِ امْرَأَةٍ يَتَزَوّجُهَا فَهِجْرَتُهُ
إِلَى مَا هَاجَرَ إِلَيْهِ ».
10. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб (радыйаллаху анху) сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Поистине, дела оцениваются только по намерениям. Каждому человеку достанется то, что он намеревался обрести. Кто совершил переселение (хиджру) ради Аллаха и Его Посланника, то награда ему – награда от Аллаха и Его Посланника. Кто переселился ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, то обрел лишь то, ради он переселился». (Муслим, Имарат, 155. Отдельно см. Бухари, Бад-уль Вахи, 1; Иман, 41; Абу Дауд, Талак, 10-11/2201; Тирмизи, Фадаил-уль Джихад, 16/1647; Насаи, Тахарат, 60/75; Ибн Маджа, Зухд, 26)

Айша (радыйаллаху анха) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Однажды выйдет войско, чтобы захватить Каабу; когда оно достигнет некого пустынного места, все оно – и первые, и последние будут утоплены в земле».
Я спросила:
«Как будут утоплены в земле и первые, и последние из них, если среди них будут торговцы и те, кто не из них?»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
«Да, они все будут утоплены в земле, затем в будущей жизни будут воскрешены в состоянии, соответствующем их намерениям». (Бухари, Буйу’, 49; Хадж, 49; Муслим, Фитан, 4-Отдельно см. Тирмизи, Фитан, 21/2184; Насаи, Манасик, 112/2877; Ибн Маджа, Фитан, 30).
إِنّ الل هَٰ لَ يَنْظُرُ إِلَى صُوَرِكُمْ » : ١٢ . عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الل هُٰ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
كِنْ d وَأَمْوَالِكُمْ وَل
يَنْظُرُ إِلَى قُلُوبِكُمْ وَأَعْمَالِكُمْ ».
12. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Всевышний Аллах не смотрит на ваш внешний вид и имущество, а смотрит на ваши сердца и деяния». (Муслим, Бирр, 34. Отдельно см. Ибн Маджа, Зухд, 9).
Комментарии:
Намерение (ният) означает принятие решения, когда человек, своей твердой волей и сердцем приняв решение о каком-то деле, знает, для чего он совершает это дело. Т.е. намерение выявляет, для чего совершается это дело, и какая ставится при этом цель. Следовательно, правдивость всех наших деяний зависит от намерения, и они оцениваются в соответствии с ним.
Так как намерение связано с такими понятиями, как сердце и размышление, то не является условием произносить это намерение языком. Однако если намерение произносится вслух, но не подтверждается сердцем, то такое намерение не принимается.
Так как Всевышний Аллах ведает о самых потаенных движениях наших сердец, то Он не принимает оправдания тех, кто, вопреки декларируемому намерению, хочет обрести преходящее, навредить другому или кого-либо обмануть. Поэтому каждому нужно иметь четкое намерение и знать, что никого обмануть он не сможет.
Намерение настолько важно, что в соответствии с ним привычка может стать поклонением (ибадат), а иногда поклонение – привычкой. Например, если мусульманин зарабатывает деньги каким-то ремеслом, и при этом имеет намерение обеспечить свою семью всем необходимым из дозволенного (халяль) источника и дать семье соответствующее Исламу воспитание, то одновременно получает награду как за поклонение. Если человек принимает пищу с целью заботы о своем здоровье, чтобы иметь силы для поклонения, то и он обретает награду в соответствии со своим намерением. Люди, которые в своих поступках руководствуются такими благородными намерениями, образно говоря, ловят двух зайцев. В священном аяте сказано:
«Тому, кто стремится пожать ниву будущей жизни, Мы увеличиваем его ниву. Тому же, кто жаждет нивы этой жизни, Мы даем ее, но нет ему доли в будущей жизни» (аш-Шура, 42/20).
Т.е., если кто-либо на пути веры руководствуется только желанием обрести награду, то Всевышний Аллах в будущей жизни дарует ему щедрое вознаграждение, а в этой – будет милостив к нему и сделает благословенными Свои дары ему. Даже если и эти дары он использует на пути обретения благоволения Аллаха, то они станут для него залогом будущей жизни. Таким же образом, человек, желающий благ этого мира не обретает ничего для мира вечного, а в этом получает лишь то, что ему предопределено. Этот пример показывает, как одно и тоже действие, в зависимости от намерения, имеет разные значения и ценность.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), приводя некоторые примеры на эту тему, говорил:«… Я кое-что скажу вам, хорошенько усвойте это: люди в этом мире пребывают в четырех состояниях: одному своему рабу Аллах дает богатства и знание. Этот раб, боясь ответственности перед Аллахом за свои богатства и знание, жертвует из них и заботится о своих родственниках. Он знает, что его богатство принадлежит Аллаху. Этот раб пребывает в самом почетном состоянии.
Есть раб, которому Аллах дал знание, но не дал богатства. Но этот человек имеет искреннее намерение: «Если бы я обладал богатством, то расходовал бы его на благо, как такой-то». Его намерение принимаются за совершенное, и он получает награду, как и владелец благ.
Есть раб, которому Аллах дал богатство, но не дал знания. Он, пребывая в невежестве, использует свое богатство для удовлетворения своих низких желаний. Он не боится Аллаха, приобретая и расходуя свое богатство, не заботится о своих родственниках. Он и не думает, что его богатство принадлежит Аллаху. Этот человек пребывает в самом униженном состоянии.
Есть раб, которому Аллах не даровал ни знания, ни богатства, но (желая быть как тот, о ком говорилось выше) он говорит: «Если бы я владел богатством, то делал бы как такой-то». И этот раб получит соответствующее его намерениям. Ему будут записаны грехи в той же мере, как и тому, на чьем месте он желает быть». (Тирмизи, Зухд, 17/2325; Ахмад, IV, 231; Ибн Маджа, Зухд, 21).
Как привычные (мубах) действия человека становятся поклонением при благородном намерении, так же поклонения, совершаемые с неправильным намерением, вводят человека в грех.
Например, поклонения и благие дела, совершаемые напоказ или для обретения мирских благ, только губят человека.
С другой стороны, искренние чувства, возникающие в сердце при совершении благих дел, сами по себе являются поклонением. Так как силы человека ограничены, он не может безупречно совершить всякое доброе дело. В таком случае засчитывается благое намерение, и человек обретает великие награды. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Намерение правоверного лучше его деяния…» (Хайсами, I, 61; Суюти, Джами, II, 194).
Также Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что, если человек искренне желает стать шахидом, то будет считаться таковым, даже если он умрет в своей постели. (Муслим, Имара, 156, 157).
Правитель и герой Хорасана Амр бин Ляйс может служить живым примером этого. После смерти Амра бин Ляйса некий праведник увидел его во сне. Между ними состоялся такой разговор:
– Как принял тебя Аллах?
– Аллах простил меня.
– По причине какого твоего деяния Он простил тебя?
– Однажды я поднялся на вершину горы. Когда я взглянул сверху на своих воинов, я восхитился их числом и подумал про себя: «О, если бы я жил во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и оказал бы ему помощь и поддержку…» И вот за это намерение и страстное желание, Всевышний Аллах и простил меня». (Кады Ийад, Шифа, II, 28-29).
Этот случай показывает нам, насколько важны намерение и искренность.
С другой стороны правоверный, вынужденный находиться рядом с плохими людьми, должен очень стараться, чтобы не стать соучастником их низкого состояния. Потому что нечестие, как заразная болезнь, быстро распространяется в разные стороны. В особенности, находясь рядом с несправедливыми и грешными людьми, человек способствует росту их авторитета и числа их сторонников. Ведь некоторые люди, видя мусульман с благородными намерениями рядом с творящими несправедливость, могут посчитать деяния нечестивцев правильными.
Хотя люди только на том свете удостоятся обращения, соответствующего их намерениям, а в этом мире наказание, выпадающее несправедливым людям, может затронуть и находящихся рядом с ними. Во втором хадисе сообщается как люди, присоединившиеся к армии для торговых дел или, чтобы в безопасности достичь цели своего путешествия, по причине недобрых намерений тех воинов, провалятся в землю вместе с ними.
Как становится ясно из этого хадиса, беды и несчастья падут не только на творящих несправедливость, но и на невежд, которые позволяют им делать это. Это естественно, что среди них находятся совершенно невинные люди. Таким правоверным, которые без вины и греха, по причине других людей, познали несчастье, Всевышний Аллах на том свете даст несравненно большее.Третий хадис, сообщая нам о ценности искренности, одновременно доводит до нас очень важный закон, которым мы должны руководствоваться в своей жизни. Согласно ему, оценивая рабов Аллаха, нужно обращать внимание не на их внешний вид, слова и богатство, а на их намерения и деяния. Потому что центром всего является сердце. После того, как сердце обрело чистоту, внешний вид и блага этого мира не имеют никакого значения. В священном аяте говорится:
«Ни ваши божества, ни ваши дети не приближают вас к Нам. [Близки к Нам] те, которые уверовали и творили доброе деяние. Именно им будет воздано вдвойне за то, что они творили, и будут они почивать в [вышних] покоях» (ас-Саба’, 34/37).
В связи с этим следует обратить внимание на эти предупреждения нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Сообщить ли вам о тех, кто удостоится Рая? Это те, которых никто не чтит, т.к. они слабы и видятся всем слабыми. Но, если они поклянутся, Аллах исполнит их желания». (Бухари, Айман, 9; Тафсир, 68/1; Адаб, 61; Муслим, Джаннат, 47).
«… У Всевышнего Аллаха есть такие покорные, благочестивые и чуждающиеся людей рабы, которых Он искренне любит. Если их не видно, никто их не ищет (т.к. к ним не относятся как к важным лицам, никто не обращает внимание на их отсутствие), когда они появляются, их не приглашают на собрания и не узнают. Их сердца – яркие светочи прямого пути. Они воспрянут после всякого затруднения и беды»14. (Ибн Маджа, Фитан, 16).
Можно подвести итог: нужно в первую очередь обращать внимание не на внешний вид рабов Аллаха, а на их сердца и намерения. Нам следует так обращаться с мольбой к Всевышнему Аллаху:
«О мой Аллах! Прими наши намерения по Своей милости».
Аминь!

2. Искренность.
إِنّ الل هَٰ لَ يَقْبَلُ مِنَ الْعَمَلِ إِلّ مَا كَانَ لَهُ خَالِصًا » : ١٣ . عَنْ أَبِي أُمَامَةَ الْبَاهِلِيّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ
وَابْتُغِيَ بِهِ وَجْهُهُ ».
13. Абу Умама аль-Бахили (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Всевышний Аллах принимает только те деяния, которые совершены с искренностью и ради Его благоволения». (Насаи, Джихад, 24/3138).

14. Му’аз бин Анас (радыйаллаху анху) передает:
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Кто дает ради Аллаха, запрещает ради Аллаха, любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, женится ради Аллаха, тот обрел совершенство веры». (Тирмизи, Кыйамат, 60/2521; Ахмад, III, 438. Отдельно см. Абу Дауд, Суннат, 15/4681).

15. Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передает:
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если кто-то, совершив благое дело, рассказывает о нем людям, чтобы обрести славу, Всевышний Аллах сделает явным для всех его намерение. Кто, совершив благое дело, показывает его людям, чтобы заслужить их одобрение, Всевышний Аллах покажет всем его лицемерие».
(Муслим, Зухд, 47-48. Отдельно см. Бухари, Рикак, 36; Ахкам, 9; Тирмизи, Зухд, 48; Ибн Маджа, Зухд, 21).
Комментарии
Искренность есть полное очищение сердца раба Аллаха через спасение от всех болезней души, стремление во всех помыслах и словах только к обретению благоволения (рида) Аллаха, отдалению от рийа15 (лицемерия), сум’а (престижа) и уджб (самолюбования). В целом, искренность – чувство, скрытое в сердце. По словам Джунайда Багдади, искренность настолько сокрыта, что ангел, не ведая о ней, не записывает ее в разряд добрых дел, шайтан, не ведая о ней, не может ее испортить, и нафс человека, не ведая о ней, не может распуститься. (Саррадж, Лума’, с. 290; Кушайри, ар-Рисаля, с. 446).
Всевышний хочет, чтобы его рабы были искренни:
«Воистину, Мы ниспослали тебе Писание (то есть Коран) в истине. Посему поклоняйся Аллаху, будучи искренним в вере» (аз-Зумар, 39/2).
«Скажи [, Мухаммад]: «Воистину, мне велено поклоняться Аллаху в искренней вере» (аз-Зумар, 39/11).
Всевышний Аллах объявляет, что Он не примет деяния, какими бы значительными они ни были, в которых нет искренности и стремления к обретению Его довольства. Если же есть искренность, даже если деяние незначительно, то этого достаточно. Недаром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном хадисе говорит так:
«Будь искреннен в вере! Если сможешь быть таким, то даже малого деяния будет достаточно для тебя». (Хаким, IV, 341/7844).
В таком случае, раб Аллаха, зная, что искренность в деяниях имеет такую же важность, что душа для тела, должен все свои деяния совершать только ради обретения довольства Аллаха, должен строить жизнь на основе искренности. То, что даешь, – давать ради Аллаха, что не даешь, – не давать ради Аллаха, что любишь, – любить ради Аллаха, что не любишь, – не любить ради Аллаха. Делая добро людям или призывая к благому, всегда надо думать об обретении довольства (рида) Аллаха. Сделав это понимание своей сутью, нужно быть искренним по отношению кАллаху, Его Книге, Его Посланнику, к главе мусульман и ко всему мусульманскому миру. (Муслим, Иман, 95).
Достигший этого духовного уровня правоверный обретет совершенство веры и начнет постигать сладость Ислама. С совершенством веры его сердце наполнится искренностью, и он удостоится спасения. (Ахмад, V, 147).
В искренности заключено множество пользы: прежде всего, она спасает человека от того, чтобы он сбился с пути, слушая наущения шайтана16, а также от адских мучений17.
Благодаря нашему Господу, она отдаляет человека от зла и распутства. Недаром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что причиной помощи Аллаха этой общине служат ду’а, намазы и искренность слабых из нее. (Насаи, Джихад, 43/3176).
Искренность возвышает наши поклонения на новый уровень и способствует тому, что Аллах принимает их. Во многих хадисах говорится об искренности, как условии награды за поклонение и поминание (зикр):
«Совершать искренне»18;
«Веря в вознаграждение, ожидать его только от Аллаха, т.е. искреннее намерение»19.
Этого достаточно, чтобы показать, насколько важна искренность. Как говорится в одном священном хадисе, «если раб Аллаха, избегая больших грехов (живя благочестивой жизнью), искренне скажет: «Ля иляха илляллах» – «Нет бога кроме Аллаха», то откроются врата небес, и эти слова поднимутся до аль-‘Арша (Трона Аллаха)». (Тирмизи, Да’ват, 126/3590).
Одним словом, искренность – это то, что принесет удовлетворение человеку в этом мире и спасение в мире будущем. Если нет искренности, человек начинает надеяться на помощь бессильных созданных. А те не могут ни принести какой-либо пользы, ни избавить от какой-либо трудности. Как поучителен следующий пример, касающийся этой темы!
Сын Абу Джахля Икрима, являющийся заклятым врагом Ислама, после завоевания Мекки в страхе смерти бежал, сев на корабль. В открытом море корабль настигла буря. Тогда находящиеся на корабле решили:
– Сейчас нам следует быть искренними (уповая только на Аллаха)! Ибо наши божества здесь не помогут.
Тогда Икрима сказал:
– Клянусь Аллахом, если меня на море спасет только искренность, то и на суше не спасет ничего кроме нее. О мой Господь, даю слово, если ты спасешь меня от этой напасти, я пойду к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и положу свою руку на его руку, ведь он прощающий и благородный.
Спасшийся от бури Икрима (радыйаллаху анху), осуществляя свое решение, сразу пошел к досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и принял Ислам (Насаи, Тахриму’д-Дам, 14/4064). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так обращался к Аллаху, прося искренности для себя и для всей своей семьи:
اَللٰ هُمّ رَبّنَا وَرَبّ كُلّ شَيْءٍ اجْعَلْنِي مُخْلِصًا لَكَ وَأَهْلِي فِي كُلّ
سَاعَةٍ فِي الدّنْيَا وَالْخِرَةِ يَا ذَا الْجَلَلِ وَالِْكْرَامِ
«О Аллах, наш Господь и Господь всего сущего! Сделай меня и мою семью искренними по отношению к Тебе в этом мире и следующем, о Обладатель Величия и Почета!» (Абу Дауд, Витр, 25/1508; Ахмад, IV, 369. Отдельно см. Тирмизи, Да’ват, 30/3419).
В Священном Коране сообщается также об искренности в служении других пророков (алейхимуссалям). Потому что в своем призыве (да’ват) они не ставили иной цели, кроме как обретения благоволения Аллаха, и отвергали все предложения оставить свой призыв.
Т.к. искренность является чувством, о котором ведает только Аллах, то только и Аллах вознаграждает за нее. И, как невозможно установить истинную цену вознаграждению от Аллаха, так же невозможно и вознаградить чем-либо подобным.
Лицемерие, ханжество, являющиеся противоположностью искренности представляют собой самое большое бедствие для будущей жизни. Это значит: обращать к людям те деяния,которые следовало бы совершать только ради Аллаха, это значит: ждать помощи от других, не удовлетворившись тем, что Аллах знает и доволен этим. Это уничтожающие награды за деяния болезни сердца и слабость веры. Между тем, так как Всевышнему Аллаху ведомы все наши
внутренние порывы, то невозможно утаить от Него ни единого намерения или мысли. Следующий хадис показывает бедственное положение в будущей жизни тех, кому было свойственно лицемерие в жизни этой.
«В Судный день первым на расчет к Всевышнему Аллаху приведут шахида. Всевышний Аллах напомнит ему о тех благах, которые Он даровал ему, тот вспомнит о них и признает, что обладал ими.
Потом Всевышний Аллах спросит:
– Что ты совершил, чтобы отблагодарить за них?
Тот ответит:
– Я сражался на Твоем пути, пока не пал шахидом.
Всевышний скажет:
– Ты лжешь! Ты сражался, чтобы люди сказали: «Какой он герой!», и это было сказано про тебя.
Потом Всевышний Аллах отдаст приказ, и того человека поволокут в Ад.
Следующим приведут ученого, который обучал других, читал Коран. Всевышний Аллах напомнит ему о тех благах, которые Он даровал ему, тот вспомнит о них и подтвердит, что обладал ими.
Потом Всевышний Аллах спросит:
– Что ты сделал, чтобы возблагодарить Меня за них?
Человек ответит:
– Я искал знания, обучал других и читал Коран ради обретения Твоего довольства.
Всевышний скажет:
– Ты лжешь! Ты искал знания, чтобы люди сказали: «Он ученый!», ты читал Коран, чтобы сказали: «Как красиво он читает Коран!» И это было сказано о тебе. Потом Всевышний отдаст приказ, и этого человека поволокут в Ад.
Потом к Всевышнему приведут богача, которому Аллах даровал имущество и возможности. Всевышний Аллах напомнит ему о тех благах, которые Он даровал ему. Тот человек вспомнит о них и подтвердит.
Потом Всевышний Аллах спросит:
– Что ты сделал, чтобы возблагодарить Меня за них?
Человек ответит:
– Я не жалел свои богатства для тех, кому Ты повелел жертвовать, я выделял из них только ради обретения Твоего благоволения.
Всевышний скажет:
– Ты лжешь! Ты жертвовал только для того, чтобы люди сказали: «Какой он щедрый человек!» И это было сказано про тебя.
Потом Всевышний прикажет, и этого человека поволокут в Ад». (Муслим, Имара, 152).
Как видно из этого хадиса, отсутствие искренности приводит человека к такому легкомыслию, как променять довольство Аллаха и награды вечной жизни на продажные аплодисменты толпы. В результате не обретаются ни довольство Аллаха, ни признательность людей. Потому что Всевышний Аллах выявит намерения лицемера и опозорит перед людьми20.
Когда же становится явным лицемерие какого-то человека, люди отворачиваются от него. С другой стороны, Всевышний Аллах, сделав известным людям деяние, которое лицемер желал показать всем, низведет награду за него до цены простой мирской корысти.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Всевышний Аллах сказал: «Я – Тот, кто не нуждается в сотоварищах. Кто совершит деяние ради Меня и посвятит его еще кому-то, Я оставляю его наедине с тем, кого он сделал Мне сотоварищем». (Муслим, Зухд, 46).
Т.е. здесь говорится о том, что человек получит вознаграждение не от Аллаха, а от того, кому он хотел показать свое деяние. Получить что-либо от людей в большинстве случаев просто невозможно. А если и получишь, то разве это имеет цену по сравнению с наградой Аллаха?
По этой причине сподвижники досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) придавали огромное значение искренности и были очень чувствительны к проявлениям лицемерия. Достаточно привести следующий совет Абу Хурайры (радыйаллаху анху), чтобы показать, насколько сподвижники были далеки от лицемерия:
«Соблюдающий пост человек должен содержать себя в порядке и расчесать волосы. По нему не должно быть видно, что он постится!» (Бухари, аль-Адабу’ль-муфрид, № 1303).

Добавить комментарий