ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА МУХАММАДА (166)

ма021  Другие события, произошедшие после возвращения с Табукской кампании

 

У Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) родился сын по имени Ибрахим от египтянки Марии (радыйаллаху анха). Высокочтимый Ибрахим, заболев, когда Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вернулся с Табукской кампании, спустя какое-то время умер. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был сильно опечален случившимся. Из Его благословенных глаз тихо скатились слезы сострадания. И Он сказал:

«Глаза могут лить слезы, сердце может опечалиться, однако мы не станем говорить никаких слов, кроме тех, что вызовут одобрение у нашего Господа! Мы очень опечалены расставанием с тобой!» (Бухари «Джанаиз, 44; Ибн Са`д, I, 138)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел принести камень, который Он поставил в изголовье могилы. Так на могиле высокочтимого Ибрахима появился определительный знак. И он стал первым человеком, могилу которого впервые окропили водой.[1]

В это время произошло солнечное затмение. Некоторые из асхабов, согласно обычаю эпохи невежественности (джахилии), связали это с кончиной Ибрахима. Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в это время совершил два раката намаза и, давая знать, что не одобряет подобную точку зрения своих асхабов, сказал:

«Солнце и Луна являются двумя приметами из многих примет Аллаха, и их затмения происходят вовсе не из-за чьей-либо смерти или жизни. При виде затмений Луны и Солнца приступайте к совершению намаза и поминайте имя Аллаха (зикр)!»[2] (Насаи «Кусуф», 14)

 

*

В месяце Раджаб скончался Негус Эфиопии. Эту страну от Медины отделяло море и много дней пути по суше. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), несмотря на огромное расстояние до Эфиопии, в тот же день сообщил это известие своим асхабам, сказав им:

«В далеком городе скончался ваш брат по вере. Совершите заупокойный намаз в связи с его смертью!»

Когда асхабы удивленно спросили у Него о том, кто этот человек, Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), велев им совершить заочный намаз джаназа, сказал им:

«Это Негус Асхама! Сегодня скончался праведный раб Аллаха – Асхама! Просите у Аллаха прощения грехов вашего брата!» (Муслим «Джанаиз», 62-68; Ахмад, III, 319; IV, 7)

Позднее выяснилось, что Негус скончался в тот самый день, когда об этом сообщил Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

 

*

А в месяце Шабан благословенная дочь Высокочтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и уважаемая супруга высокочтимого Османа Умму Гульсум (радыйаллаху анхума) предстала перед всевышним Аллахом.[3]

 

*

Спустя два месяца после окончания Табукской кампании, то есть в месяце Зилькада, жизнь вождя мунафиков Абдуллаха бин Убаййа, полная заговоров и интриг, завершилась. С его смертью опора движения мунафиков зашаталась и подавляющее большинство мунафиков, раскаявшись, стали истинными мусульманами. Когда он умер, его сын Абдуллах, согласно завещанию отца, придя к Пророку Аллаха, сказал:

– О Посланник Аллаха! Абдуллах бин Убай умер. Дай-ка ты мне свою рубаху, чтобы я сделал из нее саван для него. Соверши намаз джаназа и попроси у Аллаха прощения его грехов!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), сняв с себя рубаху, отдал ему. Затем после ритуального омовения покойного совершил намаз джаназа. В связи с этим был ниспослан следующий священный аят:

 

 

وَلاَ تُصَلِّ عَلَى أَحَدٍ مِّنْهُم مَّاتَ أَبَداً وَلاَ تَقُمْ

عَلَىَ قَبْرِهِ إِنَّهُمْ كَفَرُواْ بِاللّهِ وَرَسُولِهِ وَمَاتُواْ وَهُمْ فَاسِقُونَ

 

 

Значение: «Никогда не совершай обрядовой молитвы по кому-либо из мунафиков и не останавливайся у его могилы. Ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами». (Сура «Ат-Тавба», 84) (Бухари «Джанаиз», 23; Ибн Маджа «Джанаиз», 31)

Когда у Гордости Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили, почему Он поступил таким образом, слова его были таковы:

«Моя рубаха и намаз джаназа, который Я совершил в его честь, не уберегут его от гнева Аллаха! Однако Я надеюсь, что благодаря этому тысяча человек из его племени станут мусульманами».

Тысяча человек из племени Хазрадж, увидевшие, что даже такой человек, как Абдуллах бин Убай, попросил рубаху и заступничества Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), надеясь на намаз джаназа, совершенный Им, оставили свой политеизм и стали мусульманами.[4]


[1] Ибн Са`д, 1, 144; Ибн Абдилбарр, 1, 59.

[2] В наши дни в некоторых местах также можно видеть, что вместо того, чтобы совершать намазы и обращаться с молитвами к Богу во время лунных и солнечных затмений, совершаются действия, подобные стрельбе из оружия или битью в барабан. Это народное поверье, опирающееся на мифы и небылицы, не имеет никакого отношения к Исламу. Такова же природа и у обычая лить слезы по поводу крика совы, считая, что он к несчастью.

[3] Ибн Са`д, VIII, 38.

[4] Айни, VIII, 54; Дийарбакри, II, 140-141.

Добавить комментарий