ПРИЧИНА МНОГОЧИСЛЕННЫХ БРАКОВ (заключение)

  Разумеется, из всего вышесказанного не стоит делать вывод о том, что Ислам распространялся только за счет многочисленных браков Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Поскольку выполнение столь сложной, но в то же время почетной миссии было сопряжено с огромными трудностями, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) часто использовал родственные и дружеские связи, образовавшиеся в результате его браков с женщинами из различных племен и народов.
Еще одна причина многочисленных браков Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) заключалась в желании исправить некоторые ошибочные воззрения, сложившиеся в обществе и распространенные среди людей. Всемогущий Аллах очистил мысли людей от многих заблуждений и ошибочных религиозных представлений еще при жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).
А то, что не противоречило основным принципам Ислама, Всевышний подтвердил устами Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Это объясняется тем, что исправить ошибочные воззрения, пустившие глубокие корни в сознании людей, может лишь Посланник, подкрепленный Божественными откровениями.
Женившись на тридцатипятилетней Зайнаб бинти Джахш (радыйаллаху анха), приходившейся ему родственницей, он изменил все бытовавшие до этих пор представления людей, касающиеся заключения брака, усыновления, развода, наследства, семейных тайн и многих других вопросов. В те времена среди арабов был сильно распространен обычай усыновления, после чего этот ребенок считался родным, и ему полагалась доля наследства в случае смерти родителей. Всевышний Аллах Сам совершил обряд  бpaкосочетания  между Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) и Зайнаб и тем самым исправил ошибочные взгляды арабов на усыновление.
В Коране повелевается: смысл:
«Когда же Зейд претворил по нужному (обряду) свое же лание с женой (расстаться), тебя Мы с нею браком сочетали чтоб верующим не было  стесненья брать в жены (разведенных) жен приемных сыновей после того, как те по своему же ланью ее по нужному (обряду) отпустили от себя. Ведь повеление Аллаха неминуемо свершится!» ( «Ахзаб», 33/37).
Заключая браки, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) учитывал и такой немаловажный фактор, как политические взаимоотношения с арабскими племенами и соседними государствами.
Благодаря заключенным бракам, пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи  ва салпям) приобрел расположение и благосклонность многих племен в  результате чего очень много людей приняли Ислам. Например, после того, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) женился  на Джувайрийе (радыйаллаху анха), его сподвижники приняли решение  освободить семьсот пленников из племени Бани Мусталик.
Благодаря этому решению сотни людей стали мусульманами.
Джувайрийа была дочерью шейха Хариса бин Дирара, который правил влиятельным племенем Бани Мусталик. На пятый год по Хиджре  Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) узнал, что вышеназванное племя готовится к нападению на мусульман. Он собрал войско и раньше противника напал на вражеский стан. После  короткого боя враг был разбит. Были захвачены десятки сотен  пленныx, среди которых была и дочь правителя племени Джувайрийа. пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) задался целью привлеч в  Ислам поверженных противников. Поэтому, используя старый арабский обычай, он пожелал заключить родственную связь и попросил руки Джувайрийи. Она тут же выразила свое согласие и обрела почетный статус «матери правоверных». Узнав об этом сподвижники, чтобы сделать приятное Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), сказали: «Это теперь родичи Посланника Аллаха».
После  чего отпустили всех пленных. Айша (радыйаллаху анха) говорила:
Мы не видели такой женщины, которая бы так много сделала для своего племени. Ибо благодаря Джувайрийе сотни семей племени Бани  Мусталик обрели свободу». (Абу Дауд, Итк,2)
Спустя немного времени все члены этого племени стали мусульманами.
Заключение брака с дочерью одного из известных старейшин иудеев Хувайа по имени Сафия послужило причиной установления дружеских отношений с иудеями Хайбара. Чтобы каким-то образом свести  к минимуму враждебность мусульман к иудеям и установить хорошие отношения, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) принял решение жениться на Сафие.
После заключения брачного союза Сафия (радыйаллаху анха) продолжала поддерживать тесные отношения с иудеями и даже стала представлять их интересы. Разумеется, мусульмане сразу заметили это, и о ней пошли различные слухи. В бытность Умара халифом мусульманского государства служанка Сафии пожаловалась Умару:
- О повелитель правоверных! Сафия любит субботу и продолжает поддерживать тесные отношения с иудеями.
Умар тут же направил человека к ней и попросил его расспросить ее обо всем. Благородная Сафия дала следующий ответ:
-  Вы спрашиваете о субботе? Начиная с того дня, как Аллах оказал мне милость и дал мне Пятницу, тот день я больше не люблю. Что касается моих связей с иудеями, среди них есть мои ближайшие родственники и я, согласно религиозным предписаниям Ислама, продолжаю общаться с ними. (Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/347)
В результате женитьбы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на Умму Хабибе, дочери Абу Суфьяна, сердца язычников мекканцев смягчились. Разумеется, у язычников изменилось отношение к Исламу. Говорят, что когда до Абу Суфьяна дошла весть о женитьбе Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) на его дочери, он, несмотря на то, что был самым ярым врагом мусульман, радостно воскликнул:
«Это добрый и щедрый человек,  которого невозможно превзойти!»
После этого случая был ниспослан следующий аят ( смысл) :
«Аллах, быть может, между вами и теми, кто сейчас враждует против вас, любовь (и дружбу) утвердит. Поистине, Аллах Всесилен, Он — Милостив и  Всепрощающ!» «Мумтахина», 60/7.
Как пишут в исторических книгах, после расторжения Худайбийского соглашения Абу Суфьян тайком пришел в Медину и, зайдя в дом своей дочери, сел на одеяло. Однако Умму Хабиба тут же вырвала одеяло из-под него и, так как он оставался язычником хотя и был ее родным отцом, она не выразила ему своего почтения (Ибн Хишам, 2/12-13)
Все эти сведения показывают нам, насколько успешной была политика Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Соединившись, брачными узами со многими женщинами, он приобрел друзей и единомышленников не только среди язычников, но и среди мусульман. Благодаря этому он достиг построения крепкого общества, основанного на прочных узах, как веры, так и родства.
Если внимательно изучить жизни тех, кто сыграл решающую роль в истории Ислама, мы заметим, что все они были связаны между собой  родственными узами. Например, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был женат на дочерях Абу Бакра и Умара (радыйаллаху анхума). За Усмана и Али (радыйаллаху анхума) он выдал своих  дочерей. Таким образом, самые выдающиеся сподвижники были связаны между собой родственными связями.
На  Маймуне Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) женился после возвращения с хаджа. В это время ей было тридцать шесть, и до этого  она два раза побывала замужем. У Маймуны (радыйаллаху анха)  было восемь сестер, и все они были замужем за самыми известными и авторитетными людьми. Вследствие этого брака Мухаммад  (саллаллаху алейхи ва саллям) стал родственником и другом этих людей. Он хотел смягчить сердца язычников и  завоевать их души, накрыв в честь этого брака стол там же в Мекке и пригласив на брачный пир всех  мекканцев.
Но так как три дня, отпущенные  ему согласно договору, истекли, язычники не позволили ему  этого сделать. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил  бракосочетание в местечке Сариф, что в десяти милях от Мекки  (Бухари, Магази, 43; Тирмизи, Хадж, 24; Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/421)
Ещё одной  причиной многочисленных браков Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) было его глубокое и всеобъемлющее чувство  милосердия к своим верным последователям. При внимательном изучении жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) мы замечаем, что он испытывал совершенно другие чувства к тем мусульманам, которые первыми приняли Ислам, первыми испытали на себе издевательства и угрозы язычников. Он был неимоверно искренне  благодарен этим людям, разделившим с ним тяжелые годы кручин и мучений. Если эти самоотверженные люди попадали в беду, он  сразу спешил к ним на помощь и делал все, что было в его силах, чтобы облегчить их участь.

И когда для женщин-сподвижниц просто материальной помощи было недостаточно, он или выдавал их замуж за своих сподвижников, или же женился на них сам.
Среди этих женщин, ставших его супругами в силу вышеназванных причин, были Савда, Умму Саляма, Зайнаб бинти Хузайма и Умму Хабиба.

Например, Савда (радыйаллаху анха) была замужем за Сакраном бин Амиром. Когда мекканцы начали преследовать первых мусульман, они переехали в Эфиопию. Спустя некоторое время Сакран скончался. (Есть и другие сообщения, в которых говорится, что он умер после возвращения в Мекку). Верность Савды учению Ислама и ее готовность к самопожертвованию заслужили особую признательность Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). И чтобы не оставить эту преданную мусульманку в одиночестве, чтобы помочь ей духовно, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) заключил с ней брачный союз, после чего он смотрел за ее маленькими детьми,  которые так нуждались в отцовской ласке и опеке.
Умму Саляма (радыйаллаху анха) также была из числа тех мусульманок, которые были вынуждены совершить переселение в Эфиопию, стараясь оградить себя от преследования язычников и иметь возможность для спокойного отправления религиозных предписаний. При этом она вместе с мужем была вынуждена два раза переезжать в Эфиопию. Так как члены семьи Умму Салямы не были мусульманами, ей пришлось очень много испытать различных трудностей. Во время переезда в Медину родственники не позволили ей уехать вместе с мужем, и ей пришлось целый год жить отдельно от мужа и ребенка. В течение этого времени она каждое утро выходила из дома и, добравшись до местечка Абтах до позднего вечера сидела и плакала. Сжалившись над ней,  родственники позволили ей уехать в Медину.
После стольких трудностей семья воссоединилась, но счастье длилось недолго, ибо от ран, полученных в битве при горе Ухуд, скончался ее муж. Чтобы утешить ее и вознаградить после стольких горестных событий, пророк Myхаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) предложил ей выйти за него замуж. У Умму Салямы было четверо детей: Зайнаб, Саляма, Умар и Дурре. Все эти дети прошли воспитание под чутким руководством Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и в последствии передали очень много хадисов. Девочка Зайнаб пошла по стопам Айши (радыйаллаху анха) и в последствии стала известной ученой по фикху.
Супруга Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) по имени Зайнаб бинти Хузайма (радыйаллаху анха) была раньше замужем за Абдуллахом бин Джахшем, который пал шахидом в битве при Ухуде. (Захаби, 2/218) После смерти мужа Зайнаб (радыйаллаху анха) испытывала значительные трудности. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) взял под свое покровительство и эту самоотверженную женщину.
Но через два-три месяца после брака с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) она скончалась. (Ибн Са’д, 8/115-116)
Благородная Умму Хабиба также приняла Ислам в числе первых. Как и другие, спасаясь от преследования язычников,  вместе с мужем Убайдуллахом бин Джахшем уехала в далекую Эфиопию.
Там у них родилась дочь Хабиба. К большему сожалению, Убайдуллах стал там христианином и заставлял свою жену отказаться от Ислама. Однако, невзирая на все принуждения, смелая женщина упорно стояла на своем и продолжала поклоняться Единому Аллаху. Через некоторое время Убайдуллах скончался. Умму Хабиба (радыйаллаху анха) осталась одна на чужбине, испытывая крайнюю нужду. Узнав об этом, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) через посредников сделал ей предложение. Бедная женщина была на вершине счастья. На шестой год после хиджры (переселения мусульман в Медину) сам король Эфиопии Негус совершал обряд бракосочетания, и в качестве махра ей было выплачено 4000 дирхамов.
Затем Негус поручил Шурахбиль бин Хасану доставить к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) его супругу и ее дочь Хабибу. (Абу Дауд, Никах, 27-28; Насаи, Никах, 66).  В последствии благородная Умму Хабиба передала мусульманам 65 хадисов. Скончалась она в Медине, в 44 году по Хиджре.
Дочь Умара по имени Хафса тоже была вынуждена переехать в Эфиопию, чтобы спастись от преследования язычников. Ее муж Хунайс скончался от тяжелых ран, полученных в одной из битв.
Хафсе (радыйаллаху анха) было в это время всего двадцать два года. Женившись на ней, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно обрадовал Умара (радыйаллаху анху) и его самоотверженную дочь, которой, несмотря на молодость, пришлось перенести большие трудности.
Как видим, благородный Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), который есть олицетворение нравственной чистоты, заключал многочисленные браки в силу вышеперечисленных причин, среди которых религиозно-моральные, экономические и политические.
Кроме того, он задался целью подготовить для человечества, которое очень нуждалось в духовном наставничестве, чистых и образованных воспитателей, в том числе и женщин.
В некоторых случаях, касающихся исламского правоведения, недостаточно было знаний одной только женщины. Вопросы, охватывающие все климатические пояса, все страны и времена, было тяжело изучить и запомнить одному человеку. Кроме того, не было никакой гарантии, что женщина, которую Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обучит всему, не умрет раньше своего мужа. В таком случае исламская  юриспруденция вряд ли была бы столь совершенной, какой является в данное время.
Если бы Пророк ухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заключил много браков, как это утверждают недоброжелатели, ради удовлетворения своих низменных потребностей, так ведь у жителей Мекки и Медины было очень много красивых и целомудренных дочерей.
Каждый мусульманин посчитал бы для себя великой честью породниться с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). любая девушка готова была идти в огонь и в воду, лишь бы удостоиться высокого звания супруги Мухаммеда (саллаллаху алейхи ва саллям) и «матери правоверных». Однако он никогда не проявлял склонности к этому.
Что интересно, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не женился ни на одной женщине из ансаров (жителей Медины), так как первые трудности на пути распространения истинной религий испытали на себе жители Мекки, иименно они больше всего нуждались в покровительстве и защите.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что все многочисленные браки Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) есть следствие его политической дальнозоркости и прозорливости. И все они осуществлены ради высокой и благородной цели. Анализируя жизнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) мы видим, насколько больших успехов он добился в политике и международных отношениях.

Добавить комментарий