Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

  Великое испытание на веру – Поход в Табук

(Раджаб 9 / октябрь – ноябрь 630)

 

Табук – город, расположенный между Мединой и Шамом, а поход, совершенный в этот город – последняя кампания, в которой принял участие Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Эта война является продолжением войны в Муте. Император Византии, находившийся под впечатлением войны в Муте, решил, не теряя времени, пока мусульмане не окрепли еще больше, захватить всю Аравию. И для этого он намеревался использовать христиан-арабов. Через торговые караваны, прибывавшие в Медину, стало известно мусульманам о приготовлениях врага и о том, что очень скоро их город подвергнется нападению. В связи с этим Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) объявил всеобщую мобилизацию. Военные операции, проводившиеся до той поры, держались в секрете, и было нежелательно, чтобы враг знал о них заранее. Однако ситуация, сложившаяся во время Табукской кампании, была совершенно иной. Стояли самые жаркие дни лета. Враг был силен, а путь – далек. В довершение всего, в тот год мусульмане Медины находились в тяжелом экономическом положении в связи с большими продовольственными трудностями.[1]

Мунафики, посчитав все это подходящим моментом для собственных интриг, принялись нарушать душевное состояние муминов. Главный мунафик Абдуллах бин Убай говорил:

– Уж не полагает ли Мухаммад, что воевать с Римской Империей – это детская забава? Я словно воочию вижу, как Он со своими асхабами попал в плен!

А другая часть мунафиков начала говорить:

– Разве можно в такую жару выходить в поход?

В Священном Коране сказано:

 

 

فَرِحَ الْمُخَلَّفُونَ بِمَقْعَدِهِمْ خِلاَفَ رَسُولِ اللّهِ وَكَرِهُواْ أَن يُجَاهِدُواْ بِأَمْوَالِهِمْ

وَأَنفُسِهِمْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَقَالُواْ لاَ تَنفِرُواْ فِي الْحَرِّ قُلْ نَارُ جَهَنَّمَ

أَشَدُّ حَرّاً لَّوْ كَانُوا يَفْقَهُونَ

Значение: «Оставленные на своих местах [в Медине мунафики] радовались тому, что сидят в тылу Посланника Аллаха, так как им было ненавистно бороться во имя Аллаха, жертвуя своим имуществом и жизнью, и они говорили [другим]: «Не выступайте в поход в такой зной». Ты [Мухаммад] возрази им: «Адский огонь намного жарче». О, если бы они знали истину!» (Сура «Ат-Тавба», 81)

Некоторые из бедуинов также, выдумав вымышленные отговорки, попросили Высокочтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) освободить их от участия в походе. В Священном Коране об этом говорится так:

 

 

وَجَاء الْمُعَذِّرُونَ مِنَ الأَعْرَابِ لِيُؤْذَنَ لَهُمْ وَقَعَدَ الَّذِينَ كَذَبُواْ

اللّهَ وَرَسُولَهُ سَيُصِيبُ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِنْهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

 

Значение: «Те из бедуинов, которые придумывали уважительные причины, пришли [к Пророку], чтобы он дозволил им [не участвовать в походе], и те из них, которые не уверовали в Аллаха и Его Посланника, остались [дома]. Тех, которые не уверовали, да поразит их мучительное наказание!» (Сура «Ат-Тавба», 90)[2]

 

После этого Аллах указал точные критерии, отделяющие муминов и мунафиков друг от друга:

 

لَوْ كَانَ عَرَضاً قَرِيباً وَسَفَراً قَاصِداً لاَّتَّبَعُوكَ وَلَـكِن بَعُدَتْ

عَلَيْهِمُ الشُّقَّةُ وَسَيَحْلِفُونَ بِاللّهِ لَوِ اسْتَطَعْنَا لَخَرَجْنَا

مَعَكُمْ يُهْلِكُونَ أَنفُسَهُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ إِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ

 

Значение: «Если [о Мухаммад, в походе] была бы скорая корысть и дорога была бы ближняя, то [мунафики] последовали бы за тобой. Однако расстояние показалось им дальним, и они [после твоего возвращения из похода] будут клясться Аллахом [оправдываясь]: «Если бы мы могли, то выступили бы с вами в поход». [Ложной клятвой] они только губят себя, и Аллах знает, что они лгут». (Сура «Ат-Тавба», 42)

 

 

لاَ يَسْتَأْذِنُكَ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ أَن يُجَاهِدُواْ بِأَمْوَالِهِمْ

وَأَنفُسِهِمْ وَاللّهُ عَلِيمٌ بِالْمُتَّقِينَ إِنَّمَا يَسْتَأْذِنُكَ الَّذِينَ

لاَ يُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَارْتَابَتْ قُلُوبُهُمْ فَهُمْ

فِي رَيْبِهِمْ يَتَرَدَّدُونَ

 

Значение: «Те, которые веруют в Аллаха и в Судный День, не спрашивают у тебя дозволения на то, чтобы бороться [во имя Аллаха], жертвуя своим имуществом и не щадя жизни. Аллах ведь знает, кто благочестив. У тебя просят дозволения [не выступать в поход только] те, которые не веруют в Аллаха и в Судный День, и в сердцах которых сомнение [в вере]. И по причине сомнения своего пребывают они в замешательстве». (Сура «Ат-Тавба», 44-45)

Мунафики не совершили какой-либо подготовки к началу кампании. А это ясно показывает, что они не имели намерения воевать. Всевышний Аллах изволил сказать так:

 

 

وَلَوْ أَرَادُواْ الْخُرُوجَ لأَعَدُّواْ لَهُ عُدَّةً

 

Значение: «Если бы они желали выступить в поход, то приготовили бы военное снаряжение…» (Сура «Ат-Тавба», 46)

 

Тот факт, что мунафики демонстративно, средь бела дня не участвовали в военных приготовлениях и не присоединились к войску, – это Божья милость. Вот и Абдуллах бин Убай, поступив и во время этой кампании так же, как он поступил в Ухуде, вернулся назад. По этому поводу Всевышний Аллах изволил сказать так:

 

 

 

وَلَـكِن كَرِهَ اللّهُ انبِعَاثَهُمْ فَثَبَّطَهُمْ وَقِيلَ اقْعُدُواْ مَعَ الْقَاعِدِينَ

لَوْ خَرَجُواْ فِيكُم مَّا زَادُوكُمْ إِلاَّ خَبَالاً ولأَوْضَعُواْ خِلاَلَكُمْ يَبْغُونَكُمُ

الْفِتْنَةَ وَفِيكُمْ سَمَّاعُونَ لَهُمْ وَاللّهُ عَلِيمٌ بِالظَّالِمِينَ

 

Значение: «…Однако Аллах не пожелал отправить их в поход, удержал [в Медине], и было им сказано: «Оставайтесь с теми, кто остается [дома]». Если мунафики выступили бы вместе с вами в поход, то они только внесли бы замешательство, проникли бы в ваши ряды, желая посеять меж вами смуту. Ведь среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним. Но Аллах знает, кто стремится к беззаконию». (Сура «Ат-Тавба», 46-47)

 

Мунафики, заранее сеявшие панику и пораженческие настроения, и в самом деле во время войны приносили только вред, нарушая спокойствие и моральный дух войска Ислама своими интригами, ложью и трусостью. Каждый из них был подобен нарыву, приносящему муминам физические страдания.

Вот почему, благодаря милости Аллаха, участие мунафиков в этой кампании не состоялось. Ибо большие тяготы и лишения той кампании устрашили их. Асхабы избавились от их интриг и смуты. Мунафики, придумывая уважительные причины, просили освободить их от участия в кампании, при этом некоторые из них зашли так далеко, что не постеснялись даже сказать, что при виде девушек Византии они могут попасть под их чары. Таким образом разыгрывая святую невинность, они пытались скрыть свое лицемерие. Однако Всевышний Аллах разоблачил их и выявил всю правду об их образе действий:

 

 

وَمِنْهُم مَّن يَقُولُ ائْذَن لِّي وَلاَ تَفْتِنِّي أَلاَ فِي الْفِتْنَةِ

سَقَطُواْ وَإِنَّ جَهَنَّمَ لَمُحِيطَةٌ بِالْكَافِرِينَ

 

Значение: «В их числе есть и такой, кто твердит: «Дозволь мне [остаться дома] и не ввергай меня в искушение!» А разве не в искушение они впали? Ведь адское пламя объемлет неверных». (Сура «Ат-Тавба», 49)

 

Всевышний Аллах предостерегал муминов, попавших под воздействие мунафиков:

 

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ مَا لَكُمْ إِذَا قِيلَ لَكُمُ انفِرُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ اثَّاقَلْتُمْ

إِلَى الأَرْضِ أَرَضِيتُم بِالْحَيَاةِ الدُّنْيَا مِنَ الآخِرَةِ

فَمَا مَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فِي الآخِرَةِ إِلاَّ قَلِيلٌ

إِلاَّ تَنفِرُواْ يُعَذِّبْكُمْ عَذَاباً أَلِيماً وَيَسْتَبْدِلْ قَوْماً

غَيْرَكُمْ وَلاَ تَضُرُّوهُ شَيْئاً وَاللّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

 

Значение: «О вы, которые уверовали! Что с вами? Когда вас призывают: «Выступайте [на борьбу] за дело Аллаха», — вы словно прирастаете к земле. Неужели вы предпочитаете жизнь в этом мире жизни в мире будущем? Ведь наслаждение жизнью в этом мире по сравнению с будущим ничтожно. Если вы не выступите [в поход на Табук, то Аллах] подвергнет вас мучительному наказанию и заменит вас другими людьми. Вы нисколько не причините Ему вреда, ибо Аллах властен над всем сущим». (Сура «Ат-Тавба», 38-39)

 

 

انْفِرُواْ خِفَافاً وَثِقَالاً وَجَاهِدُواْ بِأَمْوَالِكُمْ وَأَنفُسِكُمْ

فِي سَبِيلِ اللّهِ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

 

Значение: «Выступайте в поход, легко ли это вам будет или в тягость, и боритесь [не щадя] имущества и жизни во имя Аллаха. Так будет лучше для вас, если вы разумеете это». (Сура «Ат-Тавба», 41)

 

Услышав эти предостережения, души мусульман оживились, расслабленность и апатия покинули их, оставив место порыву души, полному раскаянья. Началась бурная мобилизация. Ибо в случае нападения неприятеля на исламскую страну, джихад является обязательным предписанием религии – фард-айн, и все мусульмане обязаны следовать ему. В священном аяте было сообщено также о тех, кто считается освобожденным от джихада, не будучи обязан соблюдать это предписание:

 

 

لَّيْسَ عَلَى الضُّعَفَاء وَلاَ عَلَى الْمَرْضَى وَلاَ عَلَى الَّذِينَ

لاَ يَجِدُونَ مَا يُنفِقُونَ حَرَجٌ إِذَا نَصَحُواْ لِلّهِ وَرَسُولِهِ

مَا عَلَى الْمُحْسِنِينَ مِن سَبِيلٍ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

 

Значение: «На немощных, больных и тех, которым нечего расходовать [на борьбу во имя Аллаха], нет греха, если они искренне [веруют] в Аллаха и Его Посланника. Нет оснований [упрекать в чем-либо] тех, кто творит добро: ведь Аллах — Прощающий, Милосердный». (Сура «Ат-Тавба», 91)

 

Согласно аяту Священного Корана мумины, освобожденные от участия в военных действиях, не должны распространять ложных слухов и не давать места интригам в своей стране. Они должны помогать семьям муджахидов, принимающих участие в войне, и тогда при условии, что они будут совершать праведные деяния, не будет считаться грехом, что они не смогли принять участия в войне. Однако, поскольку нет запрета на их участие в войне, они могут, если пожелают, присоединиться к войску с условием, что они не станут бременем для него. Во время подготовки к Табукской войне славных асхабов охватило благородное воодушевление, вызванное их желанием отдать свои жизни во имя Аллаха и Посланника Его.

У семерых бедных асхабов не было ездовых животных для участия в походе. Зачастую на двух, а то и на трех воинов приходилось по одному верблюду, и они должны были передвигаться на нем по очереди. Однако были еще и такие бедные асхабы, которые, от всей души желая быть вместе с Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и желая участвовать в походе, не имели верблюда, на котором они могли бы передвигаться хотя бы и по очереди. Вот они-то, придя к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), рассказали Ему о своем положении. Когда же они в ответ услышали, что у Него нет верблюдов, они, рыдая, вернулись домой. Эти слезы, пролитые во имя Аллаха, были приняты Господом, и было сказано:

 

وَلاَ عَلَى الَّذِينَ إِذَا مَا أَتَوْكَ لِتَحْمِلَهُمْ قُلْتَ لاَ أَجِدُ

مَا أَحْمِلُكُمْ عَلَيْهِ تَوَلَّواْ وَّأَعْيُنُهُمْ تَفِيضُ مِنَ الدَّمْعِ

حَزَناً أَلاَّ يَجِدُواْ مَا يُنفِقُونَ

 

Значение: «[Нет греха] также на тех, которым, когда они пришли к тебе с просьбой, чтобы ты дал им верховых животных [для похода], ты ответил: «Не на чем мне вас отправить». Они ушли от тебя с глазами, полными слез от огорчения из-за того, что им нечего потратить [на борьбу во имя Аллаха]». (Сура «Ат-Тавба», 92)

 

Когда двое из асхабов, что удостоились благоволения Всевышнего Аллаха, Абдуррахман бин Ка`б и Абдуллах бин Мугаффаль (радыйаллаху анхума), плача, возвращались домой, Ибн Йамин (радыйаллаху анху) спросил у них:

– Почему вы плачете?

Те сказали в ответ:

– Мы ходили к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы он обеспечил нас верховыми животными. Однако у Него не оказалось таких животных. А у нас нет ни верблюдов, ни лошадей, с помощью которых мы могли бы принять участие в священной войне вместе с Пророком Аллаха!

Ибн Йамин (радыйаллаху анху) дал им на двоих одного верблюда, а в качестве провианта дал некоторое количество фиников. Высокочтимый Аббас (радыйаллаху анху) дал верховых животных еще двоим из тех, кто проливал слезы, а Высокочтимый Осман (радыйаллаху анху) обеспечил троих асхабов.[3] Некоторой части нуждающихся животных для езды верхом дал Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).[4]

Сердца этих асхабов, освобожденных от участия в походе, были переполнены любовью к Всевышнему Аллаху, а нахождение в разлуке с Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) было тяжелым огорчением. В ответ на свою любовь и горячее желание встречи с Богом они удостоились милости и чести участвовать в джихаде. Вот это состояние – один из бесчисленных примеров, демонстрирующих душевную организацию и самоотверженность славных асхабов, преданных Господу и телом, и душой, и своим добром.

А вот другое воспоминание, полное назидания, о Табуке.

Василе бин Аска (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:

«Как-то в один из дней, предшествующих походу на Табук, я бросил такой клич:

– Кто посадит меня на своего коня или верблюда взамен на мою долю от трофеев?

Какой-то пожилой человек из Ансаров вызвался везти меня на войну, сказав, что мы будем ехать на его верховом животном по очереди, сменяя друг друга. Я тотчас сказал ему:

– Договорились!

Он в ответ мне сказал:

– А если так, то вперед, к благоденствию Аллаха!

Вот так я вышел в путь с благодетельным товарищем. Аллах удостоил меня также обретения военных трофеев. На мою долю выпало какое-то количество верблюдов, которых я привел к Ансару, с которым имел договор. Ансар сказал мне:

– Забери своих верблюдов!

– Они принадлежат тебе согласно нашему договору, заключенному вначале! – ответил я.

Однако Ансар сказал мне:

– О братец! Забери свои трофеи, я не просил и не желал этой твоей материальной доли. Я хотел лишь принять участие в совершении тобой благого дела, желая лишь духовного воздаяния. (Абу Дауд «Джихад», 113 / 2676)

В этой кампании, полной поучительных примеров, происходили события, которые станут примером для общины на все времена до самого Судного Дня. Асхабы, превращая свои жизни и свое добро в богатства вечного мира ахирата, переживали высочайшую степень воодушевления, связанного с возможностью обретения ими Рая. Славные асхабы, чтобы оказать услугу Пророку Аллаха Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) неотступно следовали за Ним, а свою преданность и верность Ему выражали следующими восклицаниями:

«О Посланник Аллаха! Да стану я жертвой ради Тебя! Да станут жертвами ради Тебя мои мать и отец!»

Поэт, выражая эту готовность славных асхабов услужить Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), передает так их преданность Ему:

Пророку истины готов отдать я

И душу, и тело, и себя!

Это воодушевление и душевный подъем продолжались у асхабов и в дальнейшем. А Умми Мактум (радыйаллаху анху), предпочтя благочестие и набожность, о которых сказано в вышеприведенном аяте, несмотря на то, что был слеп на оба глаза, принял участие в войне Кадисийа. Он был даже знаменосцем исламской армии!

Благодаря воздействию предостережений, упомянутых в священных аятах, за короткое время было подготовлено мощное и сильное исламское войско, количество воинов которого превышало тридцать тысяч человек.[5]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вручил Умаре бин Хазму знамя племени Малика бин Наджара. Позже, увидев Зейда бин Сабита, он, взяв знамя у Умары, отдал его Зейду. На вопрос Умары (радыйаллаху анху) о том, не рассердился ли на него наш Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) ответить ему:

«Нет! Клянусь Аллахом, Я не рассердился на тебя. Однако отдавайте предпочтение Корану и вы. Он выучил наизусть Коран гораздо больше, чем ты! Тот мумин, в чьей памяти много аятов Корана, предпочтительнее, даже если он является негром с отрезанным носом!»

Он приказал, чтобы племена Авс и Хазрадж вручали свои знамена тем соплеменникам, которые выучили больше, чем остальные, наизусть аятов Корана. Поэтому знаменосцем племени Авфа был Абу Зейд, а знаменосцем Бани Салима – Муаз (радыйаллаху анхума). (Вакиди, III, 1003)


[1] Ибн Са`д, II, 165; Бухари «Тафсир», 66 / 2.

[2] Вакиди, III, 933-996; Ибн Са`д, II, 165.

[3] Ибн Хишам, IV, 172; Вакиди, III, 994.

[4] Бухари «Магази», 78.

[5] Вакиди, II, 1002; Ибн Са`д, II, 166.

от admin

Добавить комментарий