КТО ТАКИЕ ГУРАБА (ЧУЖДЫЕ)?

  Вопрос: Какой смысл хадиса, что Ислам начался чуждым и снова станет чуждым? И кто такие чуждые, упомянутые в хадисе?

Ответ:

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух

Тут два вопроса, которые надо разъяснить: 

Главный смысл хадиса и интерпретации слова «чуждо» в хадисе 

1. Хадис упоминается следующим образом: 

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: بدأ الإسلام غريبا وسيعود كما بدأ غريبا فطوبى للغرباء 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Начался Ислам чуждым и снова станет чуждым, так же как и начался, и Туба/1/ чуждым!». /2/

وهو يأرز بين المسجدين كما تأرز الحية في جحرها

В сообщении в Сахихе Муслим от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

«Поистине, когда Ислам возник, он был чужеземцем и он снова станет [таким же] чужеземцем, каким был в начале, и соберется между двумя мечетями, подобно змее, которая сворачивается в своей норе».

В сборнике хадисов в Сахихе Муслим от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее: 

إن الإيمان ليأرز إلى المدينة كما تأرز الحية إلى جحرها

«Истинно, Иман примкнётся к Медине подобно тому, как змея примыкается к своей норе».

1. Шейх Шабир Ахмад аль-Усмани (да смилостиивится над ним Аллах) разъясняет:

والظاهر عندي والله أعلم أن هذا وقت خروج الدجال … فالمراد والله أعلم أن الإسلام يكون موقرا مأمونا من فتنة المسيح الدجال ورعبه في هذين المسجدين المكرمين

«Это сообщение относится к эпохе, когда появится Даджаль (Антихрист)… Ислам будет почитаем и будет в безопасности от испытаний и от страха перед Даджалем (Антихристом) в этих двух благоприятных мечетях»./3/

В объяснении этого, Алляма Али бин Султан Мухаммад аль-Кари (да смилостивится над ним Аллах) в Миркат аль-Мафатих Шарх Мишкат аль-Масабих, разъясняет: 

والمراد أن أهل الإيمان يفرون بإيمانهم إلى المدينة وقاية بها عليه

«Верующие будут убегать в Медину с целью защитить и уберечь свой Иман с помощью добродетели»./4/ 

2. Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни, а также от Кади Ийада и Имама Навави (да смилостивится над ними Аллах) передают следующее: 

أي : إنها كما تنتشر من جحرها في طلب ما تعيش به فإذا راعها شيء رجعت إلى جحرها ، كذلك الإيمان انتشر في المدينة ، وكل مؤمن له من نفسه سائق إلى المدينة لمحبته في النبي — صلى الله عليه وسلم — ، فيشمل ذلك جميع الأزمنة لأنه في زمن النبي — صلى الله عليه وسلم — للتعلم منه ، وفي زمن الصحابة والتابعين وتابعيهم للاقتداء بهديهم ، ومن بعد ذلك لزيارة قبره — صلى الله عليه وسلم — والصلاة في مسجده والتبرك بمشاهدة آثاره وآثار أصحابه . .

«Змея расходится от своей норы, чтобы искать средства к существованию, и когда оно испугается, то возвращается в поисках убежища в свою нору. По аналогии, Иман будет распространен из Медины и каждый верующий имеет в себе желание или необходимость возвращаться обратно в Медину, в связи с любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Это охватывает все времена. Это потому что люди были вытеснены в Медину во времена Пророка (мир ему и благословение), с целью чтобы обучатся у него; во времена сподвижников (да будет доволен ими Аллах), и их последователей, чтобы следовать за их советом; и в поздние времена, чтобы посетить могилу Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы наблюдать за молитвами в его мечети и чтобы получить благословение, наблюдая за его памятниками и памятниками его сподвижников». 

Кади Иййад (да смилостивится над ним Аллах) разъясняет: 

وظاهر الحديث العموم وأن الإسلام بدأ في آحاد من الناس وقلة ثم انتشر وظهر ثم سيلحقه النقص والإخلال حتى لا يبقى إلا في آحاد وقلة كما بدأ

«Внешне хадис имеет всеобщий охват. Истинно, Ислам начался с нескольких индивидиумов и очень малого количества людей и потом он/5/ постепенно распространился и воздвинулся. Однако, после этого он будет пораженным малочисленностью последователей и расколом до такой степени, что однажды он снова останется с несколькими индивидиумами и таким же малым количеством людей, как вначале своего появления». 

Значение слова «чуждые» разъясняется другими хадисами: 

В сборнике хадисов в Сунан ибн Маджах (3980) и в Муснаде аль-Имам Ахмад (3814) передаётся: 

وظاهر الحديث العموم وأن الإسلام بدأ في آحاد من الناس وقلة ثم انتشر وظهر ثم سيلحقه النقص والإخلال حتى لا يبقى إلا في آحاد وقلة كما بدأ

«Он был спрошен: «Кто такие чуждые?». Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это те, кто полностью оторвались и ушли от своих племён«». 

Имам аль-Харави (да смилостивится над ним Аллах) утверждает: 

أراد بذلك المهاجرين الذين هجروا أوطانهم إلى الله تعالى

«Это относится к тем переселенцам, которые оставили свои родные города ради Аллаха Та’аля». 

Аль-Имам Ахмад (да смилостивится над ним Аллах) утверждает в своем Муснаде (6692 & 7125) от Абд Аллаха бин Амр аль-Асса (да смилостивится над ним Аллах):

قال رسول الله ذات يوم ونحن عنده طوبى للغرباء فقيل من الغرباء يا رسول الله قال أناس صالحون في أناس سوء كثير من يعصيهم أكثر ممن يطيعهم

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один день, когда мы были вместе с ним, сказал (смысл): «Благословенны чуждые». Потом он был спрошен: «Кто такие чуждые, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Они праведные люди среди злых людей, которые не подчиняются им и не слушаются их»».

Также Имам ат-Тирмизи (да смилуется над ним Аллах) включил достоверный хадис в свой Сунан (2630): 

أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال إن الدين ليأرز إلى الحجاز كما تأرز الحية إلى جحرها وليعقلن الدين من الحجاز معقل الأروية من رأس الجبل إن الدين بدأ غريبا ويرجع غريبا فطوبى للغرباء الذين يصلحون ما أفسد الناس من بعدي من سنتي

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Религия будет отступать к Хиджазу также как змея отступает к своей норе. Религия будет цепляться за Хиджаз как горный козел цепляется к горной вершине. Религия в начале была чуждой, и будет вновь такой же чуждой, какой была вначале. Благословены же чуждые, которые восстановят то, что было забыто из моей Сунны»». 

После эпохи Пророка Мухаммада (мир ему) и его сподвижников (да будет доволен ими Аллах), зло будет увеличиваться и праведность будет исчезать.

«Чуждые», упомянутые в хадисе относятся к тем праведным индивидиумам, которые оставили свои предметы роскоши, оказывали сопротивление препятсвиям общества, которое препятствовало им в соблюении Ислама, придерживаться наставлений Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, и оживлять Сунну, когда зло остается в изобилии. Учению Ислама предпологается быть чуждым и оставленным, и будет только малое количество людей, кто согласится с ним, поможет ему и оживит Ислам. 

А Аллах Та’аля лучше знает. 

Примечание

/1/ Передается от Ибн Аббаса (да смилуется над ним Аллах), что смысл этого слова — «радость». Икрима сказал, что это означает «благоденствие им», Заххак сказал: «блаженство им», Каттада сказал: «добро им». Также от него передается, что это означает: «Они достигли успеха», Ибрахим сказал: «Благо и достоинство им», сказал ибн Аджлан: «Это длительность благ». Также сказано, что это означает «Рай» или «дерево в Раю». Каждый из этих толкований являются приемлемыми и в этом хадисе (для этого хадиса). 
/2/ Сообщение является достоверным и приводится с незначительными отличиями в словах от Абдуллаха ибн Масуда, Абу Хурайры и Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах) как это написано в Сахих Муслим (262), Сунан ат-Тирмизи (2629) и в Муснаде Имама Ахмада (3814 & 9114). 
/3/ В мечети аль-Харам в Мекке аль-Мукаррамах и в мечети ан-Набави в Медине аль-Мунавварах). 
/4/ Которая в этом благословенном городе
/5/ Имеется в виду Ислам

Ответил: Ханиф Юсуф Патель 
Проверил и одобрил: Муфтий Ибрахим Десаи
azan.kz

Добавить комментарий