ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА МУХАММАДА (154)

ма172  Священная война в Хунайне

(11 Шавваль 8 / 1 февраль 630)

 

После завоевания Мекки Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не ограничился лишь низвержением идолов в городе. Организовав группы муджахидов, Он отправил их для уничтожения бездушных камней ширка, находящихся за пределами Мекки, в ее окрестностях. Он начал процесс очищения людей от многобожия.[1]

Этого не смогли стерпеть племена Хавазин, жившие в Хунайне и Бани Сакиф, обитавшие в Таифе, которые приняли решение напасть на мусульман. С этой целью они снарядили одно огромное войско, забрав с собой все, что имелось у них, словно собрались на войну не на жизнь, а на смерть.[2] Пророк Аллаха же (саллаллаху алейхи ва саллям), узнав об их действиях, включил в состав войска две тысячи человек из Мекки и пошел на многобожников.

Какое мудрое, доступное лишь Аллаху, сокровенное проявление, заключавшееся в том, что в войске Ислама находился и Абу Суфьян, который приносил мусульманам годами столько бед и лишений, и который сражался ради многобожия с ними ранее! Теперь же он должен был сражаться за победу Исламского войска, к рядам которого примкнули еще и около восьмидесяти мушриков из Мекки.[3]

Войско Ислама было превосходным со всех точек зрения. С ослепительным великолепием оно двигалось прямо к Хунайну. Всякий, кто его видел, думал о том, что в Аравии до сего момента не было более оснащенного, более организованного, огромного войска. Это послужило тому, что в душах  славных асхабов на мгновение возникло чувство горделивости и самодовольства. Они подумали: «Такое войско невозможно одолеть никогда!» А это стало причиной их недооценки врага и пренебрежения к нему, а также причиной их оценки силы по материалистическим критериям, и как следствие, победу видели как нечто безусловное и непременное. Таким образом, это минутное чувство гордыни и самодовольства мусульман послужило причиной тому, что Всевышний Аллах подверг их испытанию.

На рассвете передовые силы Исламского войска, самоуверенно продвигаясь по узким дорогам, ведущим в Хунайн, внезапно попали в засаду. Мусульмане остановились в нерешительности под градом стрел, направленных на них, ряды воинов Исламского войска разомкнулись, боевой порядок расстроился. Воины пребывали в панике и нерешительности. Когда же это передалось воинам, следовавшим сзади, ряды мусульман отступили назад. Племена Хавазин и Сакиф принялись преследовать их. Возникла огромная паника. В той ужасной суматохе человеком, который беспрерывно наступал на врага и двигался на своем коне только вперед, бросаясь в самую гущу неприятеля, был Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В тот день Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) продемонстрировал беспримерный героизм и образец мужества, достойный воспевания в легендах. Высокочтимые Аббас и Абу Суфьян бин Харис (радыйаллаху анхума) для того, чтобы Он не подвергал свою благословенную жизнь опасности, держали за поводья Его коня, пытаясь воспрепятствовать Его дальнейшему продвижению вперед.[4] Смятение и беспорядок в войске Ислама продолжались. Было немало людей, впавших в состояние безнадежности и уныния.

Некоторые из мекканцев распустили слух о том, что якобы Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) убит, и что арабы возвращаются к своей прежней религии. А между тем, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был жив и оказывал стойкое сопротивление врагам, сидя на своем коне. Пребывая в состоянии смирения и покорности Аллаху, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обращаясь к асхабам, говорил им:

«О Ансары! О Мухаджиры! О рабы Аллаха! Ко мне! Идите ко мне! Я раб и Пророк Аллаха!»

Затем Он, дав знак, велел своему дяде Аббасу (радыйаллаху анху), обладавшему мощным голосом, продолжить обращение к войску Ислама. И высокочтимый Аббас, обратившись к воинам, стал громко взывать к ним, говоря следующие слова:

«О люди, принесшие клятву верности в Акабе! О люди, давшие слово под деревом Рыдван! Спешите! Пророк Аллаха здесь!»

Асхабы, услышав призыв, бросились бежать в ту сторону, где находился Пророк Аллаха с криками: «Лаббайк, Лаббайк». Подобно мотылькам, которые разлетаются в разные стороны от порыва ветра, но которые спешат вновь и вновь к притягательной силе огня, чтобы кружить вокруг него, вот так и мумины, избавившись от обуявшего их страха и обретя вновь спокойствие, стали собираться вокруг Света бытия (саллаллаху алейхи ва саллям), образуя стройные ряды. Мало-помалу, благодаря милости Аллаха, войско Ислама сконцентрировалось вокруг Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Воздев руки, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) взмолился, обращаясь к Аллаху со следующими словами:

«Мой Аллах! Удостой победы, обещанной мне!»

Взяв своими благословенными руками горсть земли, Он бросил ее в сторону вражеских рядов, подобно тому, как Он сделал это во время сражения при Бадре, и сказал своим избранным асхабам:

«Вперед! Атакуйте врага с чистым сердцем и преданностью Аллаху!» (Муслим «Джихад», 76-81; Ахмад, III, 157, V, 286; Ибн Хишам, IV, 72; Вакиди, III, 897-899)

На сей раз войско Ислама пошло на мушриков так быстро и стремительно, словно война только что началась. В результате ожесточенных атак войско Ислама в очень короткий срок нанесло поражение врагу. Смертью великомучеников за веру пали лишь четыре мумина, число убитых мушриков же достигало семидесяти человек. Враги понесли такое поражение, что все их имущество, принесенное ими на поле брани, досталось мусульманам. Трофеям, которые попали в руки мусульман, не было числа.[5] Вне всякого сомнения, это была огромная милость Аллаха и Его великий дар мусульманам. Ибо они, терпя поражение, в итоге удостоились победы благодаря мужеству, храбрости и хладнокровию Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а также благодаря Его мольбам и тому, что Он искал защиты у Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах сказал об этой истине в священном Коране:

 

 

لَقَدْ نَصَرَكُمُ اللّهُ فِي مَوَاطِنَ

كَثِيرَةٍ وَيَوْمَ حُنَيْنٍ إِذْ أَعْجَبَتْكُمْ كَثْرَتُكُمْ فَلَمْ

تُغْنِ عَنكُمْ شَيْئاً وَضَاقَتْ عَلَيْكُمُ الأَرْضُ

بِمَا رَحُبَتْ ثُمَّ وَلَّيْتُم مُّدْبِرِينَ . ثُمَّ أَنَزلَ اللّهُ سَكِينَتَهُ

عَلَى رَسُولِهِ وَعَلَى الْمُؤْمِنِينَ وَأَنزَلَ جُنُوداً لَّمْ تَرَوْهَا

وَعذَّبَ الَّذِينَ كَفَرُواْ وَذَلِكَ جَزَاء الْكَافِرِينَ

 

Значение: «Аллах поддержал вас [верующие] во многих местах, [в том числе] и в день Хунайна, когда вы были обольщены своей многочисленностью, которая нисколько вам не помогла, так что земля стала тесной для вас, хоть она и обширна, и вы повернули вспять. Потом Аллах ниспослал уверенность [в сердце] Своего Посланника и верующих, ниспослал [в помощь] воинов, которых вы не видите воочию (т. е. ангелов), и подверг наказанию тех, кто не верует. Таково возмездие неверным!» (Сура «Ат-Тавба», 25-26)

 

К примеру, те, которые вначале были мушриками и сражались на стороне врага, а впоследствии стали мусульманами, с удивлением признали, подтверждая помощь, оказанную Всевышним Аллахом муминам, сказав, что в моменты атак присутствовали люди, которых никто прежде не видел.[6]

Войско племени Хавазин в результате поражения распалось на части. Часть его подалась в Таиф, другая – в Нахле. А одна часть разбила лагерь в Автасе.[7] Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), одержавший победу в сражении при Хунайне, отдав приказ о преследовании бежавшего врага, велел доставить пленников и трофеи в Джиране. Следом отправил отряд под командованием Абу Амира, дяди Абу Мусы Аль-Ашари, в долину Автас. Сам же вместе с войском Ислама двинулся на Таиф.


[1] Вакиди, III, 873. Когда Халид бин Валид (радыйаллаху анху), низвергнув идола Уззу, вернулся в Мекку, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отправил его во главе 350 человек к племени Бани Джезима, чтобы призвать людей этого племени к принятию Ислама. Высокочтимый Халид во время этой операции по недоразумению уничтожил тридцать человек. Когда известие об этом дошло до Посланника Аллаха, Он сильно огорчился. Воздев руки, он дважды сказал: «О Мой Аллах! Сообщаю Тебе, что я далек от того, что совершил Халид!» Отправив Высокочтимого Али с внушительной суммой денег в племя Бани Джезима, Он велел выплатить родственникам убиенных откуп за кровь убиенных – дийат. Высокочтимый Али возместил все, что было взято в качестве трофеев или было уничтожено. Он возместил все, вплоть до мисок, предназначенных для кормления собак. Оставшиеся деньги же он оставил им для возмещения возможных вероятных убытков. Когда Высокочтимый Али (радыйаллаху анху) вернулся назад, он поведал об этом Пророку Аллаха. Наш Господин Милость для миров сказал: «Прекрасно! Ты поступил правильно!» (Бухари «Магази», 58; «Ахкам», 35; Насаи «Адабу`ль – Кудат», 16; Ибн Хишам, IV, 53-57; Вакиди, III, 875 – 884).

Этот случай свидетельствует о том, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обладал милосердием и состраданием, горизонты которого необъятны, а также демонстрирует Его отношение к созданиям ради Творца. Соблюдение прав животных путем компенсации даже за разбитые миски для кормления собак! Какой же это для нас благородный пример для подражания!

[2] Ибн Хишам, IV, 65; Ибн Са`д, II, 150.

[3] Ибн Хишам, IV, 68; Вакиди, III, 890.

[4] Муслим «Джихад», 76.

[5] Ибн Хишам, IV, 79.

[6] Ахмад, V, 286; Хайсами, VI, 182-183; Ибн Хишам, IV, 79.

[7] Ибн Хишам, IV, 84.
fondihlas.ru

Добавить комментарий