КОММЕНТАРИЙ К 40 ХАДИСАМ ИМАМА НАВАВИ. Третий хадис.

hqdefault.jpg  Столпы Ислам и его великие основы

عَنْ أَبِيْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ عَبْدِ اللهِ بْنِ عُمَرَ بْن الخَطَّابِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ: سَمِعْتُ النبي صلى الله عليه وسلم يَقُوْلُ: بُنِيَ الإِسْلامُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَأَنَّ مُحَمَّدَاً رَسُوْلُ اللهِ، وَإِقَامِ الصَّلاةِ، وَإِيْتَاءِ الزَّكَاةِ، وَحَجِّ البِيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ 
 
Сообщается что Абу Абдуррахман Абдуллах[1] ибн Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен ими  Аллах, сказал: «Я слышал,  как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам возведен на пяти столпах[2]:
- свидетельстве, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха,
- совершении намаза,
- выплате закята,
- совершении хаджа[3],
- соблюдении поста в месяце Рамадан»[4].
Абуль-Аббас Аль-Куртуби[5], да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Это означает, что эти 5 столпов являются основой исламской веры, на которых она строится и посредством которых она держится. Выделение именно этих постулатов без упоминания джихада, который помогает  Религии и подавляет упорство неверных, связано с тем, что они являются постоянной обязанностью, а джихад относится к  коллективной обязанности[6] и в некоторых случаях отпадает».
В некоторых передачах (риваят) в этом хадисе хадж перечисляется до поста и это является ошибочным предположением (вахм(, и  Аллах знает лучше, так как Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, когда услышал того, кто повторяет передачу (риваят) хадиса, перечисляя хадж до поста, запретил ему говорить так и удержал его от этого, перечислив пост до хаджа и сказав: «Так я слышал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха».
В передаче (риваят) Ибн Умара сказано: «Ислам возведён на том, чтобы ты поклонялся Аллаху и не верил ни во что, кроме Него, в совершении намаза…». В другой передаче (риваят) сказано: «Поистине, некий мужчина спросил Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «Ты не отправляешься в военный поход?». На что он ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха), говорил: «Поистине, Ислам возведен[7] на пяти[8]».
В некоторых цепочках передачи хадиса сказано «на пяти» (على خمسة), при этом слово пять использовано в женском роде с буквой «ха» (ة) на конце, в некоторых без неё, но оба варианта правильны.
Этот хадис является великой основой в познании Религии и на него она опирается, так как он объединяет её столпы[9].


[1] Абдуллах ибн Умар(погиб в 74 г. по хиджре / 693 г.) — Абдуллах ибн Умар ибн Аль-Хаттаб ибн Науфаль Аль-Адави — сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, один из шести сподвижников, передавших наибольшее количество хадисов (1630), 170 из которых относятся к категории «муттафакун илейхи» (достоверность которых подтвердили имам Бухари и Муслим). Отличался набожностью, знаниями и храбростью. Участвовал во многих сражениях как при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так и после его смерти. Умер в 73 г. по хиджре в Мекке, будучи последним сподвижником, умершим в ней. Существует версия, что он был ранен отравленным наконечником по приказу наместника Омеядов  Хаджаджа ибн Юсуфа.
[2]Некоторые ученые утверждали, что тот, кто преднамеренно оставил что-либо из пяти столпов Ислама, становится неверным (кафир). Это передается от Саида ибн Джубайра, Нафиа, Аль-Хакама, также это является одним из мнений (риваят) имама  Ахмада, которое предпочли некоторые ученые его мазхаба. Также этого мнения придерживался Ибн Хабиб, который был маликитом (см. «Джамиу аль-улюм ва аль-хикам» Ибн Раджаб Аль-Ханбали).
[3] Имам Ан-Навави, да будет доволен им Аллах, комментируя этот хадис, пишет: «Так пришло в этой передаче (риваят), упомянув хадж до поста. Это лишь порядок перечисления, но не порядок утверждения в Шариате, так как соблюдение поста в месяце Рамадан было вменено в обязанность до хаджа. В другой передаче (риваят) пост перечисляется до хаджа». Так, соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Шабан во 2 году хиджры, а совершение хаджа в 6 или по другой версии в 9 году.
[4] Тот, кто соблюдает  все эти столпы  в совершенстве, является мусульманином, обладающим совершенной Верой; тот, кто не соблюдает ни один из этих столпов, является неверным (кафир); отрицающий хотя бы один из этих столпов по единодушному мнению ученых не является мусульманином; признающий все столпы, но не соблюдающий хотя бы один из них, за исключением  шахады, является нечестивцем (фасик); тот, кто выполняет все деяния и  признает языком все по причине угодливости, является лицемером (мунафик) (См. «Аль-Вафи фи шарх аль-арбаин ан-нававия»).
[5] Аль-Куртуби Абуль-Аббас (578-656 г. по хиджре) – крупный исламский правовед (факих) и специалист в области хадисов (мухаддис),  похоронен в Александрии. 
[6] Фард аль-кифая  — коллективная обязанность, предполагающая необходимость её выполнения лишь одной группой лиц, а не всеми.
[7] Т. е. джихад не перечислен среди столпов Ислама.
[8] Эти слова вовсе не означают, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, не участвовал в джихаде. Начиная с  битвы у рва, он участвовал во всех военных походах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, также он участвовал в войнах и после его смерти. Особенно он внес ощутимый вклад в войну с вероотступниками в период правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
[9] Целью различных видов поклонения в Исламе являются не внешние действия и не их внешний облик,  а  смысл этих видов поклонения в сочетании с их совершением. К примеру молитва, не удерживающая  человека от совершения мерзких и порицаемых поступков, не приносит пользы, также бесполезен и пост, если соблюдающий его не оставит ложь.  Также не будут приняты ни хадж, ни закят, если они совершаются напоказ и из желания прославиться. Однако это не означает, что вышеупомянутые виды поклонения нужно оставить, если они не принесут своих плодов. Целью этих слов является побуждение человека к искренности и достижению цели поклонения. В целом этот хадис поясняет нам, что Ислам – это убеждение и деяния, а деяние без Веры (Иман) не приносит пользы, также как нет совершенства Веры (Иман) без совершения деяний (См. «Аль-Вафи фи шарх аль-арбаин ан-нававия»).

Шейх уль-Ислам Ибн Дакик аль-Ид
darulfikr.ru

Добавить комментарий