КОММЕНТАРИЙ К 40 ХАДИСАМ ИМАМА НАВАВИ. Первый хадис.

1.gif

Дела оцениваются только по намерениям

نْ أَمِيرِ المُؤمِنينَ أَبي حَفْصٍ عُمَرَ بْنِ الخَطَّابِ رضي الله عنه قَالَ : سَمِعْتُ ر َسُولَ اللهِ صلي الله عليه و سلم يَقُولُ : » إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ ، وَإنَّمَا لِكُلِّ امْرِىءٍ مَا نَوَى ، فَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ إِلى اللهِ وَرَسُوله فَهِجْرتُهُ إلى اللهِ وَرَسُوُله ، وَمَنْ كَانَتْ هِجْرَتُهُ لِدُنْيَا يُصِيْبُهَا ، أَو امْرأَةٍ يَنْكِحُهَا ، فَهِجْرَتُهُ إِلى مَا هَاجَرَ إلَيْهِ.

 

От повелителя правоверных Абу Хафсы Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, передано следующее: «Я слышал, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дела оцениваются только по намерениям, и каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести. Так, совершивший переселение[1] к Аллаху и Его Посланнику переселится к Аллаху и Его посланнику, а совершивший переселение ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся».     

Этот хадис привели имамы в области хадисоведения Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Аль-Мугира ибн Бардизбах  Аль-Бухари и Абу Аль-Хусайн Муслим ибн Аль-Хаджжадж ибн Муслим Аль-Кушайри Ан-Найсабури в своих «Сахихах»[2],  которые являются наиболее достоверными из составленных когда-либо книг.

Существует единогласное мнение о достоверности данного хадиса, о его почётном положении и величии, а также о многочисленной пользе, исходящей от него. Имам Абу Абдуллах Аль-Бухари использовал его неоднократно в своей книге, а Абуль-Хусейн Муслим ибн Аль-Хаджаж поместил его в конце книги «О войне (джихад)».

Этот хадис является одним из тех хадисов, на которых зиждется стержень Ислама.

Имам Ахмад и Имам Аш-Шафии, да смилостивится над ними обоими Аллах, сказали: «В хадис «Дела оцениваются только по намерениям…» входит одна треть знания». Об этом говорил и имам Аль-Байхаки, а также другие ученые. Причиной подобного утверждения является то, что деяния раба делятся на совершенные посредством его сердца, или языка, или частей тела. Намерение же является одним из этих трех видов[3].

От имама Шафии, да будет доволен им Всевышний Аллах, передано, что он сказал: «Этот хадис входит в семьдесят глав исламского права (фикх)». Ученые сказали, что этот хадис является третью Ислама[4].  

Ученные посчитали желательным начинать сочинения с этого хадиса.  Например, ученым, который использовал этот хадис в начале своей книги, был имам Абу Абдаллах Аль-Бухари.

Абдуррахман ибн Махди сказал: «Каждому, кто составляет книгу, необходимо начинать её с этого хадиса, обращая внимание приобретающего знания на исправление своего намерения»[5].

Этот хадис относится к категории «машхур»[6] в своей конечной части и является хадисом категории «гариб»[7] по отношению к своей начальной части, так как этот хадис от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передал лишь Умар ибн Хаттаб, от него же его передал лишь Алкама ибн Абу Ваккас, от него же его передал лишь Мухаммад ибн Ибрахим Тайми, от него же его передал лишь Яхья ибн Саид Аль-Ансари, да будет доволен ими всеми Аллах. Лишь после этого он стал распространённым (известным), от Яхьи ибн Саида аль-Ансари его передали более двухсот человек, большинство которых являются имамами.

Слово «иннамаа» (إِنَّمَا) используется для ограничения и удостоверяет упомянутое выражение, а также отрицает все остальное. Иногда оно  содержит в себе абсолютное ограничение, а иногда требует какое-либо  специальное ограничение. Это можно понять лишь в конкретном контексте. Например, в Коране есть слова: «Иннамаа анта мунзир» (إِنَّمَا أَنْتَ مُنْذِرٌ), что означает: «Поистине, ты всего лишь увещеватель»[8]. Явным смыслом этого аята является ограничение в увещевании людей[9]. Но на самом деле Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ограничился лишь этим[10]. У него имеются и множество других красивых качеств, например, радостное предвестие[11]. Также в Коране можно встретить: «Иннамаа аль-хаяту ад-дунья ла’ибун ва лахв» (إِنَّمَا الحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ), что означает: «Земная жизнь – это всего лишь игра и потеха»[12]. Аллах знает лучше, но явным  смыслом этого аята является ограничение[13], принимая во внимание тех, кто предпочитает земную жизнь. Что же касается самой земной жизни, то зачастую она является причиной совершения благих дел, а в таком случае в обсуждаемом аяте речь идет о преимущественном смысле.

Когда встречается слово «иннамаа» (إِنَّمَا), нужно иметь в виду, что если контекст речи указывает на ограничение в чем-либо определенном, то его следует употреблять именно таким образом, иначе же ограничение следует считать общим. К этому же относятся и слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «Дела оцениваются только по намерениям», так как под  деяниями в данном случае подразумеваются исключительно дела, касающиеся Шариата.

Смысл этого в том, что деяния не принимаются без наличия намерения, например, в малом омовении (вуду), ритуальном купании (гусль), очищении чистой землей с пылью (таяммум), молитве (салят), обязательном налоге с имущества (закат), посте (савм), пребывании в мечети  (и’тикаф),  хадже и в других видах поклонения. Что же касается удаления скверны (наджас), то оно не нуждается в намерении, так как относится к оставлению чего-либо, что не требует намерения.

Другая группа ученных указывает на действительность малого омовения (вуду) и ритуального купания (гусль) без наличия намерения[14].

В словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «Дела оцениваются только по намерениям» имеется опущенное слово, в определении которого среди ученных существуют разногласия. Те, кто посчитали, что намерение (ният) является условием, сказали, что опущенным является слово «действительность», т.е. «действительность деяний оценивается только по намерениям». Те же, кто не посчитали намерение условием, сказали, что опущенное слово – «совершенство», т.е. «совершенство деяний оценивается только по намерениям».

Слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «Каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести» прокомментировал имам  Аль-Хаттаби, сказав: «Данные слова дополняют первое выражение «Дела оцениваются только по намерениям», указывая на необходимость конкретизации намерения».

Шейх Мухйидин Ан-Навави сказал: «Польза данных слов заключается в том, что ясное упоминание того, по отношению к чему имеется намерение, является условием. Если у человека есть молитва (салят), которую он должен возместить, то ему недостаточно намереваться совершить упущенную молитву. Для него является условием упомянуть или же сделать намерение, что эта возмещаемая молитва является обеденной, или послеобеденной, или же какой-нибудь другой. Без второго выражения из первого вытекала бы действительность намерения без уточнения, либо внушало бы это. Аллах знает лучше».    

(…)  

Данный хадис появился по причине переселения некого мужчины из Мекки в Медину, чтобы жениться на одной женщине, которую звали Умм Кайс. Он не имел намерения этим переселением получить довольство Аллаха, и потому его называли «переселившимся ради Умму Кайс» («мухаджир Умму Кайс»). Аллах знает лучше.

 


[1] В данном случае имеется в виду переселение из Мекки в Медину.

[2] Т.е. в сборниках достоверных хадисов.

[3] Т.е. намерение осуществляется сердцем и относится к деяниям сердца, поэтому оно будет одной из трех составляющих всех деяний.

[4] Имам Абу Дауд сказал: «Я посмотрел на сборник хадисов, и оказалось, что там 4000 хадисов. Затем я еще раз посмотрел туда и нашел, что стержнем  4000 хадисов являются 4 хадиса:

- хадис, переданный сподвижником  Нуманом ибн Баширом: «Поистине, дозволенное (халал) очевидно,  и запретное (харам) очевидно»;

- хадис, переданный халифом Умаром: «Дела оцениваются только по намерениям»;

- хадис от Абу Хурайры: «О люди! Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого»;

- хадис от Абу Хурайры: «Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается». 

Он сказал, что каждый хадис из этих четырех является  четвертью знаний.

[5] О намерении изучающего исламские науки см. книгу «Начало наставления на истинный путь» («Бидаяту аль-хидаят») имама Аль-Газали.

[6] Машхур – это сообщение, передающееся со слов трёх и более передатчи­ков в каждом из разрядов цепи передатчиков (иснад), если их количество не удов­летворяет условиям хадисов категории «мутаваттир» (см. «Тайсиру аль-мусталах»). 

[7] Термин  «гариб» служит для обозначения хади­са, передаваемого со слов одного единственного передатчика.

[8] Сура «Ар-Рад», аят 7.

[9] Т.е. что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, был послан лишь как увещеватель.

[10] Т.е. он является не только увещевателем.

[11] Т.е. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, является не только увещевателем (Назир), но и предвестником радости (Башир).

[12] Сура «Мухаммад», аят 36.

[13] Т.е. ограничение земной жизни игрой и забавой и ничем иным.

[14] «По единодушному мнению учённых, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата, а совершение их принесёт награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действительным не будет. Что касается действий, служащих только средством осуществления поклонения, например, малого (вуду) или полного (гусль) омовения, то о них ханафиты говорят так: «Соответствующее намерение является необходимым условием их совершенства и получения за них награды «, — тогда как мнение шафиитов и других состоит в следующем: «Намерение является также и необходимым условием их действительности, ибо средства будут действительными только при наличии соответствующего намерения» (Аль-Вафи).

Шейх уль-Ислам Ибн Дакик аль-Ид
darulfikr.ru

Добавить комментарий